Расчёты в сделках с недвижимостью или "Как передать деньги продавцу?"

Расчёты в сделках с недвижимостью или "Как передать деньги продавцу?"

Итак, вы нашли подходящую квартиру и решили её покупать. Один из самых важных нюансов при заключении сделки – как платить продавцу деньги? Существует 4 основных способа расчёта в сделках с недвижимостью. О них мы сейчас и поговорим.

Банковская ячейка.

Это самый распространенный и относительно безопасный вид расчёта между продавцом и покупателем недвижимости. Он заключается в том, что стороны договора арендуют в банке специальные ячейки. Продавец, покупатель и банк подписывают соглашение, в котором указаны условиях доступа к этим ячейкам, т.е. такие условия, на которых продавец может забрать деньги после регистрации договора купли-продажи, а покупатель расписку. Процедура совсем несложная, стандартная и относительно быстрая. В день регистрации договора купли-продажи в один сейф покупатель закладывает деньги за квартиру, во второй продавец кладёт расписку о получении денег. Доступ к ним стороны получают только после перехода покупателю права собственности на квартиру. Предоставив в банк паспорт и договор с отметками о государственной регистрации сделки, покупатель квартиры получает расписку, а продавец свои деньги. Если же по каким-то причинам сделка не состоялась, стороны остаются при своём и ничем не рискуют.

Аренда ячейки в среднем стоит 2-5 тысяч рублей за месяц. Обычно этого срока достаточно, чтобы зарегистрировать договор и явиться в банк. Но если возникли непредвиденные обстоятельства и в этот период времени вы не укладываетесь, можно продлить аренду сейфа.

Что касается безопасности, то о ней можно говорить только в том случае, когда ячейки арендуются в надежных, проверенных банках. Редко, но случается и такое, продавец подделывает документы и приносит в банк «рисованный» договор купли-продажи с отметкой о регистрации Росреестра, а сотрудник банка, не проверив должным образом документы, открывает ему доступ в сейф с деньгами. В итоге покупатель остается без квартиры и без денег.

Аккредитив.

Аккредитив – особый банковский счёт, через который покупатель проводит оплату стоимости квартиры. По мне, так это наименее рискованный вид расчета в сделках с недвижимостью. Его суть состоит в том, что банк перечисляет деньги продавцу только после получения документов о регистрации сделки. До этого момента ни одна из сторон доступа к счёту не имеет.

Имейте в виду, что в отличие от банковских ячеек, поступление денег по аккредитиву может занять до нескольких дней. Это связано с тем, что банк проводит проверку успешной регистрации вашей сделки.

Минус аккредитива в том, что такая услуга есть далеко не во всех банках и её заказывают гораздо реже чем ячейки

Стоимость такой услуги зависит от банка и в среднем составляет 3-5 тысяч рублей. Учитывайте также, что в некоторых банках есть процент за снятие наличных и он везде разный.

Депозит нотариуса.

Менее распространенный вариант, нежели первые два, но также встречается на рынке недвижимости Москвы и области. При расчётах через такой депозит покупатель недвижимости переводит денежные средства на счёт нотариуса. После того как договор будет зарегистрирован, нотариус проверит подтверждающие закрытие сделки документы и сам зачислит деньги продавцу, а покупатель получит нотариально заверенную справку о перечислении денежных средств. Стоимость такой услуги, как правило, 1,5-2 тысячи рублей.

Что ж, весьма простой, понятный и относительно недорогой вариант. Но к данному способу расчётов необходимо подходить очень аккуратно. Во-первых, вам нужно убедиться в надежности нотариуса, чтобы избежать мошеннических схем при покупке квартиры. Фактически нотариус может «обналичить» ваши деньги и уехать в закат, будет неприятно. Во-вторых, проверьте надежность банка, в котором открыт счёт нотариуса. Отзыв лицензии и банкротство банковских организаций в последнее время распространенная практика. Поэтому, если банк вызывает у вас сомнения, откажитесь от этой идеи. В-третьих, далеко не все нотариусы оказывают подобную услугу. Так что, найти подходящего нотариуса может оказаться непростой задачей.

Наличными в руки или на карту.

Самый рискованный способ расчёта по сделке с недвижимостью. Как правило, он предполагает «утром деньги, вечером стулья» — продавец не подаст договор на регистрацию до момента оплаты. А если перевести ему деньги или отдать их наличными до регистрации права собственности, то вы здесь очень сильно рискуете остаться у разбитого корыта, без жилья и без денег. Продавец, получив оплату может скрыться и в этом случае выход один – суд. Даже если вы подали документы в Росреестр, после получения денег продавец вправе заявить о прекращении регистрационных действий в отношении его квартиры.